|
ОТ «СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА»К «8 МАРТА» ПУТЬ НЕ БЛИЗКИЙ
Совсем недавно отзвенели телевизионно-газетные прославления дня святого Валентина, как уже на пороге 8 марта – праздник весны, женщин, любви. Как созвучно в наше беспокойное время глубинным чувствам многих наших соотечественников упоминание о любви. Любовь кажется настолько всеохватной, что для неё не существует границ: ни временных, ни территориальных, ни духовных. Лишний раз отпраздновать её оказывается совсем не грех. И вот газеты уже объявляют нам о рождении нового всенародного праздника всех влюблённых – дня святого Валентина. А что же праздник 8 марта? Он уже не связывается с любовью, или он перестал быть всенародным? Как бы там ни было, средства массовой информации в наше время вряд ли назовут его таким. Временная дистанция между этими датами небольшая, но какова духовная? Об этом не было бы смысла говорить, если бы не было отправной точки размышлений и принципиально различающихся подходов (всё заранее было бы ясно). Но говорить есть о чём – о любви и её судьбе в нашем обществе. Любовь такова, какой её делают люди. Одни из них полагают, что главным для существования любви в обществе является всестороннее раскрепощение. Другие, напротив, видят любовь не как независимость от всего и вся: от «предрассудков», норм и идеологии, а как воплощение строго определённых жизненных правил. Однако отметить различие точек зрения совсем недостаточно. Необходимо понять законы и механизмы того, что происходит, чтобы предвидеть будущее, а значит и самим определиться – хотим мы иметь такое будущее или нет. Под будущим я сейчас понимаю не положение в экономике: не то, каков будет курс доллара или будут ли выплачивать зарплату. Нас сейчас интересует вопрос: нужны ли людям в нашем обществе такие ценности как любовь и семья вообще? Вопрос не праздный его порождают факты. «Радио-7», к примеру, 14-го февраля привело данные Госкомстата о том, что число разводов в нашей стране неуклонно растёт, а соотношение браков и разводов уже приближается к единице. Всё чаще и чаще можно услышать в беседах о том, что люди не понимают что есть любовь и вообще в неё не верят. Они считают её только кратковременной вспышкой эмоций, которые при последующем длительном общении угасают, что означает исчезновение любви и переход отношений в иное качество. Богатую информацию для понимания происходящего дают социологические исследования. Я буду опираться на данные, полученные в ходе проведённого мною в конце прошлого, начале нынешнего года опроса. Опрашивались люди разных возрастов, но в основном – это студенты московских и областных вузов, преимущественно девушки и женщины. Замысел исследования был следующим. Известно, что отношения между людьми создаются ими самими, в противном случае люди становятся заложниками неведомых им сил. Поэтому в исследовании ставилась задача изучить, какое значение отводят молодые люди собственным возможностям, знаниям, воле в деле построения личных отношений и процессе поиска спутника жизни. Молодые люди пусть робко и неуверенно, но всё же признают, что выбор спутника жизни зависит только от самого человека, а не от «высшей силы на небесах». Во всём же остальном – в возможности проявить собственную волю и знания они сами себе скорее отказывают. Наиболее ярко выделяется позиция, когда молодым людям представляется, будто отношения естественны тогда, когда они складываются сами собой. Кстати говоря, те, кто склоняется к такой позиции, а их примерно 60%, чаще всего полагают, что подобрать себе пару может только сам человек, другие не могут это сделать даже с приблизительной точностью. Анализируя полученные данные, я пытался отыскать ответ на вопрос: почему эта категория молодых людей, наравне с другими оценивающая возможности науки в познании человека, так ревностно не желает допускать никого к вопросам своей личной жизни и выбора спутника. Они же менее склонны обсуждать вопросы отношений между людьми с кем-либо вообще. Ответы стали появляться в дополнительных беседах со студентами. Судя по их высказываниям, я пришёл к выводу о том, что у многих из них сформировано особое понимание роли философских и психологических знаний, а также связи знаний с чувствами. Сформулировать такое понимание можно так: «Знание – это расчёт». Это расчёт, во-первых, того, в чём и насколько человек тебе подходит. И, во-вторых, - это просчитывание действий. Можно сказать и иными словами: знание для них – это программирование поведения. При таком подходе является вполне естественным, что знания для них противостоят чувствам, не терпящим программирования человека. Вот он механизм разобщения, не позволяющий людям объединить усилия в налаживании межличностных отношений, которые люди полностью передоверяют воле случая. Но откуда появляется в сознании людей именно такое видение знаний и их роли. Указать на один какой-либо источник было бы упрощением ситуации, поскольку отношение к знаниям есть только часть общего мировосприятия человека, тесно связанная со всеми другими его сторонами. Мировосприятие формируется и в образовательных учреждениях, и средствами массовой информации, и общественным мнением. Несмотря на то, что мировосприятие само по себе индивидуально, тем не менее, оно всегда склоняется к двум противоборствующим в России полюсам – русской культуре или западному типу мировосприятия. В западном механизированном обществе частных интересов и конкуренции во всех или почти во всех сферах действуют рыночные механизмы. Главное что требуется от человека в этом обществе – приспосабливаться к внешним условиям и выполнять определённую функцию в соответствии с заданной программой. Для человека такого общества знание вообще и знания о человеке в частности – это то, что необходимо для выполнения программ. Их ещё часто называют социальными ролями. Часто можно услышать о том, что западный человек автономен и скорее похож на социальную машину, что ему свойственны эмоции, а не чувства. Такое мнение во многом справедливо. Это есть прямое следствие того, в каком обществе живёт человек. В России в последние годы активно ведётся пропаганда западного образа жизни, элементом которого является день святого Валентина. Эта пропаганда не сводится только к демонстрации товаров, различных видов отдыха и стилей. Скрытое действие этой пропаганды состоит также и в воспитании таких жизненных позиций как: приспосабливайся, о проблемах всего общества не задумывайся; для человека вполне достаточно выполнять некоторые функции, а для этого нужны лишь специальные знания. Нужно признать, что эта пропаганда и проводимые социально-экономическими реформы дают свои результаты. К примеру, если в труднейших условиях 20-50-х годов ХХ-го века советский народ сумел отвоевать свою свободу и построить мощную экономику, вдохновляясь образом Павла Корчагина, то, начиная уже с 60-х годов, ценностные ориентации людей стали постепенно приобретать иные приоритеты – комфорт себе и своей семье. В итоге, в мирных условиях развалили всё и вся, дали полную свободу тем, кто внедряет в российскую действительность идеалы западного общества. И к настоящему времени молодёжь объективно (независимо от того, понимает она это или нет) оказалась перед выбором – любовь как ценность, нужна или нет? Этот выбор стоит перед каждым, независимо от того, что говорят в газетах и по телевидению. Если человек не осознаёт это, значит, для него не существует и чёткой системы координат различения добра и зла, прекрасного и безобразного. А раз нет принципиальной разницы, то и чувства усредняются, тускнеют, любовь умирает. Так что в данном вопросе не может быть середины. Разница есть и между праздниками. День святого Валентина проник к нам с Запада и, видимо не случайно, он назван днём всех влюблённых, но не любящих. Праздник 8 марта вдохновлён идеей социального освобождения всех угнетённых людей и женщин в данном случае. Этот праздник создавался сторонниками марксистских взглядов, считавших, что любовь может расцвести только в условиях преодоления социальной дискриминации и эксплуатации человека человеком, в условиях нового социалистического, а затем и коммунистического общества. И, думается, что считали они так совсем не безосновательно. Праздник 8 марта и празднуется весной – в пору рождения нового. Поэтому, в отношении вопроса о социальной дискриминации, духовная дистанция между этими праздниками весьма приличная. Безусловно, идеи социального освобождения – великие идеи. Но приняты народом они могут быть лишь в том случае, если являются способом развития его собственных традиций. Чувства людей питаются не столько абстрактными идеями, а скорее их применимостью к собственному историческому опыту – к глубинным основам и традиционным формам народного общежития. Поэтому и марксизм в его классических формах ныне не приобретает популярности у россиян. И в отношении праздника любви они ждут чего-то большего, чем 8 марта. И здесь нельзя не вспомнить о том, что на Руси любовь чествовалась не только весной, но и летом в июне, когда проходили празднования в честь Ивана-Купалы и славянской богини любви Лады. Ладой на Руси называли и любимую женщину. Русскому человеку и в страшном сне не могло присниться, чтобы назвать любимую брачным партнёром. И это естественно, ведь понимание отношений между людьми в русской культуре и западной традиции совершенно разное. В русской культуре лад – это состояние глубинной, всесторонней, гармоничной и устойчивой связи между людьми. В западной традиции идеалом является партнёрство и консенсус – состояние относительно устойчивого и относительно бесконфликтного сосуществования автономных индивидов, объединяющихся на какое-то время для удовлетворения своих отдельных потребностей. Если для человека, живущего в русской культуре, важна в первую очередь глубина чувств, их устойчивость, то для западной ментальности любовь – это, прежде всего, внешние проявления: драки, дуэли, накал страстей, безумства чувств и «целые площади роз». Довольно ярко западная ментальность просматривается в высказываниях «звёзд», которым газета «Труд» отдала 14 февраля целую полосу под заголовком «Любовь нечаянно нагрянет!..» Особенно впечатляют слова телеведущего Льва Новожёнова, представленного на фото сидящим с пачкой CAMEL в руках, взгромоздившего по-американски ноги на стол и уставившегося в «демократическую» газету. Он говорит: «Безумства на почве любви я совершал множество раз: ломал из-за женщин свою жизнь, бросал работу, уходил из одной семьи в другую … благодаря одной из первых своих любовей неожиданно я совершил кражу». В своей статье я лишь обрисовал контуры принципиально различающихся путей. Один из них к солнцу и жизни, другой – к хаосу и самоуничтожению. Выбор можете сделать только вы сами, а нам отступать некуда. Впереди лето, а теперь – 8 марта. С праздником вас, дорогие женщины!
Геннадий Дементьев к.социол.наук |
|
Адрес для
отправки
Ваших
вопросов и
замечаний: sl-lad@yandex.ru
|