ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Общие рекомендации
Написание дипломной работы является завершающим этапом
обучения в вузе и формой итогового контроля знаний и умений студента. То, как
студент напишет диплом и какую оценку ему выставит комиссия в ходе защиты,
может рассматриваться как окончательный результат всего периода учебы. Поэтому
качество дипломной работы, степень ее самостоятельности, аргументированность и
логическое изящество защиты имеют очень большое значение.
С одной стороны,
дипломная работа — это расширенное и углубленное подобие курсовой. К выпускному
курсу у студента уже имеется опыт написания трех курсовых работ.
Следовательно, в общих чертах вы уже представляете себе, как выбрать тему
диплома, что с ней делать, как вести себя на защите.
С другой стороны, дипломная
работа — это далеко не курсовая. Требования, предъявляемые к ней, на порядок
выше, и ее написание намного сложнее.
1.Примерный объем курсовой работы должен составлять 25—30
страниц печатного текста, напечатанного через два интервала. Примерный объем диплома вдвое больше: 50—60 печатных
страниц.
2.Структура курсовой работы является простой (план,
помимо введения и заключения, состоит из пунктов, соответствующих разделам;
обычно разделов бывает два). Структура дипломной работы более сложная. Главы дипломной работы (их обычно
две) в свою очередь, делятся на параграфы. Кроме этого диплом содержит приложения.
3.Курсовая работа считается успешно выполненной, если студенту
удалось в ней на основе анализа рекомендованных источников правильно поставить
и корректно сформулировать проблему. Для курсовой работы постановки проблемы
достаточно. В задачу дипломной работы
входит не только постановка проблемы, но и нахождение пути ее решения или хотя
бы общая обрисовка перспективы такого пути. Следовательно, с научной точки
зрения уровень дипломной работы качественно отличается от уровня курсовой и
требует уже сформировавшихся навыков теоретического мышления.
4.Объем и
количество задействованных в подготовке курсовой работы источников примерно
вдвое меньше, чем при написании
диплома. Когда вы пишете дипломную работу, в вашу задачу входит рассмотрение
истории изучения темы, существующих в науке в этой связи концепций, анализ
имеющихся методологий и обоснование выбора основных методов исследования,
используемых дипломной работе. В курсовой работе все это тоже делается, но в
самых общих чертах, вопрос же о методологии и методах исследования вообще
опускается.
Итак, вы видите, что различий
между курсовой и дипломной работой достаточно. Опыт, приобретенный в процессе написания
курсовых, безусловно, вам пригодится. Однако требуется
и много нового, того, чего вы пока не умеете. Дипломная работа, в принципе, как
мы уже говорили, может стать продолжением и развитием курсовых или одной них,
если взять за основу или за отправной пункт исследования её идеи,
накопленные научные материалы. В таком случае происходит переход на новый
теоретический уровень разработки той же проблемы. Вы можете даже использовать
основной текст курсовой работы в качестве одной из глав, произведя в нем
необходимые изменения, чтобы согласовать его с общим замыслом диплома.
Приведем некоторые
рекомендации по подготовке дипломной работы.
Во-первых, все изложение и структура работы должны быть подчинены единой логике реализации
поставленной перед вами цели. В тексте не следует оставлять ничего лишнего,
уводящего в сторону от основной смысловой нити. Однако определенное количество
отступлений допустимо, если они косвенно служат более полному раскрытию темы и
находятся в правильном пропорциональном соотношении с общим объемом текста.
В частности, к структуре работы, отраженной в оглавлении,
предъявляется требование правильной логической субординации темы всей работы и
названий глав и разделов. Так, тема должна быть в смысловом отношении шире
каждой из глав, а название каждой главы — шире каждого из составляющих ее
разделов. Все структурные элементы представляют собой конкретные шаги раскрытия
темы.
Во-вторых, материал должен излагаться логически связно,
последовательно, аргументировано. Высказываемые теоретические положения
обязательно нужно доказывать или обосновывать.
В-третьих, большое значение имеет стиль использования источников.
Работу не следует перегружать цитатами, в особенности пространными. Но это не
означает, что изложение совсем не должно опираться на использованную литературу,
однако избыток прямых цитат в тексте обычно производит впечатление
несамостоятельности автора. Поэтому лучше прямое цитирование перемежать
косвенным, т. е. фактически пересказом того или иного места источника. Наконец,
в ряде случаев можно ограничиться обобщенным упоминанием в тексте о той или
иной концепции или точке зрения, воспользовавшись подстраничной сноской.
В-четвертых, рецензент обязательно оценивает культуру изложения,
стилистику, использование научной лексики и принятых для научных текстов
оборотов. В работе не следует прибегать к просторечиям, выражениям, в
стилистической правильности которых вы не уверены. Не стоит злоупотреблять
простыми предложениями: уровень подачи научного текста предполагает известную
сложность языка.
С другой стороны, не надо
делать текст неудобочитаемым из-за обилия специальной терминологии там, где она
не является обязательной, канцелярских оборотов письменной речи, слов
иностранного происхождения, если их вполне можно заменить привычными слуху
русскими синонимами.
Обилие малопонятных слов
иногда используют как специальный прием, предназначенный для маскировки
слабости или вторичности концепции. Поэтому оно часто настораживает рецензента.
Опытный глаз легко различает грань между необходимым и чрезмерным количеством
иностранных слов и терминов.
Хорошо, если изложение
будет живым и эмоциональным, однако слишком эмоциональный текст, перенасыщенный
риторическими вопросами и восклицаниями, производит не очень хорошее
впечатление. Конечно, в работе не должно быть грамматических и пунктуационных
ошибок.
Структура дипломной работы и
требования к ее структурным элементам
Объем дипломной работы —
примерно 50 – 60 страниц печатного текста, выполненного через 1,5 межстрочных
интервала.
Дипломная работа должна включать:
1)
титульный лист;
2)
содержание
(оглавление);
3)
введение (4 – 5
страниц);
4)
основную часть
(40 – 55 страниц);
5)
заключение (4 – 5
страниц);
6)
список
использованных источников (не менее 40);
7)
приложения.
Титульный лист
Титульный лист является первой
страницей дипломной работы. Его включают в общую нумерацию страниц отчета.
Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Содержание
В содержании последовательно
перечисляются заголовки дипломной работы: введение, номера и заголовки
разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и
приложения с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок.
Все заголовки в
содержании записывают строчными буквами (первая — прописная).
Последнее слово каждого
заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы, на которой
расположен заголовок. Номер страницы проставляют справа арабской цифрой без
буквы "с" и знаков препинания.
Слово
"содержание" записывают в виде заголовка (симметрично тексту)
прописными буквами.
Введение
Введение по объему занимает
примерно 10% от всего текста (4 – 5 страниц). Прежде всего, здесь раскрывается
значение избранной темы и проблем, рассматриваемых в работе, обосновывается
актуальность и важность темы.
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
·
необходимостью
дополнения теоретических построений, от
носящихся к изучаемому явлению;
·
потребностью
в новых данных;
·
потребностью
в новых методах;
·
потребностью
практики.
Обосновать
актуальность - проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в
настоящее время изучать.
Обоснование
актуальности требует ответа на следующие вопросы:
·
Почему
новое научное знание, которое предполагается получить в результате
исследования, необходимо для практики?
·
Что
определило выбор темы?
·
Чем
эта тема интересна для Вас?
·
Какова
основная идея исследования?
·
Что
сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам?
Далее производится критический
обзор современного состояния и освещения исследуемой темы в литературных
источниках, обобщаются и оцениваются точки зрения различных авторов по теме
исследования. Приводятся используемые в работе методы решения выдвинутых
проблем.
По сравнению с аналогичным
пунктом введения к курсовой работе это звено введения должно быть гораздо
богаче. Следует подробно и полно охарактеризовать конкретный вклад различных
авторов, школ и направлений в разработку темы, а также очертить существующие,
на ваш взгляд, "белые пятна", пробелы в рассмотрении темы. Отражается
также уровень теоретической разработки проблемы, ее новизна.
На основе вышеизложенного
излагается краткая характеристика актуальной проблемной ситуации, вычленяется
основная проблема, объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи
исследования, выдвигаются гипотезы. Все формулировки должны быть краткими,
четкими, логически последовательными, с безукоризненным соблюдением принципа логического
следования от цели к задачам и гипотезам.
Необходимо, чтобы, в конечном
счете, изложение в целом соответствовало поставленной во введении цели и
полностью реализовывало ее. Если выясняется, что готовый текст несколько
отклоняется от цели, лучше подкорректировать ее формулировку.
Основная часть
Основная часть дипломной
работы может содержать две-три главы, каждая из которых может состоять из
разделов. Последние, в свою очередь ,могут быть
разбиты на пункты.
Содержание первой главы (15 – 20 стр.) обычно имеет
теоретико-методологический характер и фактически является раскрытием
методологических установок, сделанных во введении (проблема и её рассмотрение в
литературе).
Эта глава даже
имеет собственное функциональное название – литературный обзор. В главе
дается многоплановый теоретический анализ проблемы с точки зрения философии,
психологии, истории и современной науки; критический анализ исследования и
практики исследуемой деятельности; история вопроса. Важно более полно
охарактеризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализировать
различные точки зрения, определить подходы к изучению и решению проблемы.
Возможные содержательные компоненты 1
главы:
·
история
изучаемого вопроса;
·
сравнение
взглядов различных научных школ;
·
анализ
степени изученности проблемы;
·
описание
сущности изучаемого явления;
·
уточнение
формулировок;
·
определение
ключевых понятий.
Далее излагаются
собственные взгляды автора на проблему и пути ее решения. Они аргументировано
доказываются и обосновываются теоретическими выкладками с опорой на
проработанные отечественные и зарубежные источники.
Назначение и содержание второй главы (15 – 20 стр.) может быть различным в зависимости от
того, каков характер всей работы в целом. Эта глава, если можно так выразиться,
является частно-методологической.
В том случае, если вся работа является теоретико-аналитической, то вторая глава, как и первая, служит продолжению
раскрытия проблемы на теоретическом уровне.
В таком случае ее содержание
составляет продолжение теоретического анализа проблемы, обогащенного либо
переходом к новому ракурсу рассмотрения, либо применением там, где это возможно
и необходимо, конкретно-научных методов — экономических, социологических,
исторических и т.д., а также — когда это нужно — математического аппарата.
Если работа имеет практический,
эмпирико-исследовательский характер,
то содержание второй главы представляет собой практическую или «экспериментальную»
часть исследования. В ней описываются условия и ход проведенного прикладного
исследования, его стадии и этапы, подводятся общие итоги. Анализируются
результаты, делаются практические выводы и рекомендации.
Основная часть, состоящая из
трёх глав, также очень распространённое явление. Такое построение
представляется даже более предпочтительным.
Третья глава
посвящена анализу
полученных результатов эмпирических исследований автора.
В ней
последовательно описываются и подвергаются анализу графики, таблицы,
построенные автором и позволяющие наглядно представить полученные данные.
Дается тщательный анализ полученных результатов, выявляются определенные
зависимости и связи в изучаемых явлениях, проверяющих гипотезы исследования.
Рекомендуемый
объем 3 Главы - не более
40-50 % от общего объема.
Каждая глава
завершается выводами, которые носят обобщающий характер по
конкретным вопросам, рассмотренным в соответствующей части работы.
Заключение
В заключении
формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного
исследования, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования. В
заключении отражаются ответы на вопросы, поставленные во Введении (цель и
задачи исследования). Текст заключения не должен дублировать содержание
выводов предшествующих глав и параграфов.
Рекомендуемый
объем - не более 4-5 страниц.
Список
литературы
Выполняется
в соответствии с ГОСТом.
В библиографическом списке отражается литература, проработанная исследователем,
независимо оттого, имеются ли в тексте ссылки на нее или нет.
В курсовой работе при написании рекомендуется использовать не
менее 20 источников, в квалификационной — не менее 40.
Приложения
Представляются
расширенные таблицы, протоколы исследований, разработанные конспекты занятий,
методические рекомендации и дидактические материалы, сценарии и другой
иллюстративный материал.
Каждое приложение начинается на новой странице,
должно иметь заголовок и надпись:
"Приложение №__" в верхнем правом углу.